UA2FT Alex Sizov Kaliningrad
Мачта # 2 & антенна AD234W
Итак , после успешного проекта самодельной мачты для лёгких антенн , было решено поставить для приобретенной яги WARC диапазонов AD234W. Для этой цели, был приобретен 12 метровый профиль 80х80х3 мм. Но так как никто не взялся за доставку столь длинной трубы, она была перевезена с помощью двух велосипедов.
Процесс выполнения мачты описан в первой статье и не вызвал каких либо трудностей. Оттяжки выполнены 6 мм оцинкованным тросом разбитым изоляторами и заплетенным в гаши. Поначалу плетение казалось трудным, но после практических занятий этот процесс стал даже нравиться. Первый отрезок от мачты равен 50 см , далее отрезки плавно увеличивались , старался делать их не резонансными для используемых антенной частот.
Антенна собрана на земле , сочленения труб смазаны проводящей пастой , резьбовые соединения литолом.
Для крепления поворотного устройства был выполнен оголовок длинной 2м размерами под имеющийся в наличии червячный редуктор NMRV 110 с передаточным числом 1:15. Редуктор покупал новым на Авито за треть его цены. Там же попался трехфазный мотор-редуктор 95 Ватт с вращением 13 оборотов мин. от 220 В при включении в «треугольник» . В итоге, вращение выходного вала составило чуть более одной минуты.
В оголовке расположены (снизу-вверх) опорный подшипник из передней ступицы авто, вал редуктора, эластичная муфта, несущая мачта 50 мм , проходящая через радиальный подшипник (от какой то сельхоз техники , приобретенный на металлоразборке ) на вершине оголовки. Второстепенные узлы – датчик угла поворота и два концевых выключателя.
Схема включения двигателя с концевыми переключателями. На автомобильной ступице колеса ( нижний опорный подшипник) расположен флажок, который доходя до одного из крайних положений отключает концевик и питание мотора. Концевым направлением выбран Юг. Включить мотор можно только в обратную сторону. Использовано нормально-замкнутые контакты концевика.
Так оформлен датчик поворота в корпусе БП PC
диаметр 40 мм с Алиэкспресса, пассик 130 мм
Концевики ME-8108 AC250V 5A
Мачта перед подьемом с антенной поднималась одна , а затем с оголовком для подгонки длинны оттяжек. Лебедка грузоподьемностью 2460 Н. Трос в 4 мм на лебедке вызывал подозрение и не зря. Когда настала очередь поднимать мачту с антенной (падающая стрела 6м) трос лебедки не выдержал и конструкция рухнула с высоты 5м. Но отделался легким испугом – пострадали рефлекторы 10 и 18 МГц и их несущие площадки.
После ремонта элементов антенны, трос в лебедке был заменен на 5 мм (более толстый уже не входил ,а более мощную лебедку даже не знаю где и искать) и повешен блок полиспаст у вершины падающей стрелы ,уменьшающий в два раза нагрузку на лебедку.
Для тех кто ни разу не поднимал мачту падающей стрелой, привожу рисунок - инструкцию :) :
Эластичная муфта использована от Жигулей, обжимные выполнены из элементов ступиц переднего колеса
Ну вот собственно в таком положении монтируется антенна . Чтобы она была легче предварительно снимал три рефлектора. При подьеме контролируем оси мачты и падающей стрелы. На последнюю скотчем был примотан строительный уровень. Падающая стрела растянута веревками по бокам. Мачту контролировали два человека за верхний ярус оттяжек. На фото видны дополнительные технологические оттяжки (испозьзованные при подьеме) которые сниму.
Запорный дроссель предварительно намотан на 5л пластиковом ведре. Для жесткости обмотан липкой лентой ( солнце ее затем разрушит). Обжато оргстеклом.
Это размеры антенны . 2 эл на 10 МГцб 3 эл на 18 МГц и 4 эл на 24.9 МГц.
Бум на высоте 15м. Применил 39м (полуволновой резонанс 10.2 MHz) кабеля 8DFB измеренные потери в кабеле
10 MHz - 0.84 dB
18 MHz - 1.15 dB
24.9 MHz - 1.3 dB